Методический кабинет
Экспертная оценка проекта «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» / кандидат пед. наук, доцент Денискина В.З.; ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, Лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушением зрения
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
«ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ КНИЖКИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ»
В воспитании слепых детей и детей с глубоким нарушением зрения в отличие от их нормально видящих сверстников до сих пор существует большой пробел - дефицит книг, которые были бы доступны им при опоре на сохранные анализаторы (осязание, обоняние, слух) и остаточное зрение. Конечно, оперирование слепым ребенком книгой возможно лишь при определенной подготовительной работе, проводимой специалистами-тифлопедагогами или родителями детей. Только лишь словесное знакомство с детской литературой приводит детей - инвалидов по зрению к чисто словесным знаниям (вербализму), которые не имеют под собой чувственной базы. В свою очередь вербализм ведет к дефициту у детей с глубоким нарушением зрения запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Этот недостаток незрячих детей в школьные годы оказывает негативное влияние на получение ими цензового образования, а в дальнейшем и на получение профессии. Таким образом, без специальных книг, доступных для восприятия слепым и слабовидящим, дети - инвалиды по зрению лишены огромных возможностей развития.
Исследования тифлологов (в том числе сотрудников лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО) показали необходимость создания для этой категории детей с ограниченными возможностями здоровья детских и развивающих книг, дающих им возможность восприятия иллюстраций и текстов с использованием сохранных анализаторов и дефектного зрения. Естественно, что осязательной чувствительности при этом должно отдаваться предпочтение.
Создание таких книг требует специальной работы художника-оформителя, который должен учитывать особенности восприятия иллюстративного материала слепыми и слабовидящими детьми.
Сотрудники вышеназванной лаборатории всегда поддерживали Проект «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», понимая необходимость создания этих книг для развития незрячих дошкольников и младших школьников. Именно поэтому сотрудники лаборатории всегда оказывают консультативную помощь разработчикам в процессе создания книг, апробируют их в своей научно-методической работе и способствуют их грамотному внедрению в практику коррекционно-педагогического воспитания незрячих детей.
Сотрудники лаборатории с удовлетворением отмечают, что за годы издания Фондом книг для детей с нарушением зрения технологии их создания постоянно совершенствуются. В настоящее время эти технологии позволяют уже использовать все сохранные анализаторы детей с нарушением зрения, а не только осязание и имеющееся дефектное зрение.
Примером одного из последних таких изданий является комплект книг, включающий «Тактильную говорящую азбуку» с «Волшебным карандашом» и «Занимательными заданиями». Комплект создан с учетом требований, которые предъявляются к книгам для детей с нарушением зрения: в них используются яркие, контрастные цвета, конгрев по контуру, крупные рисунки, подвижные элементы и аппликации. «Азбука» в игровой форме знакомит малышей не только с буквами алфавита, но и с героями различных сказок (Незнайкой, Белоснежкой, Иваном-царевичем, стариком Хоттабычем и др.). Одежда литературных героев подобрана по буквам алфавита (А - атлас, Б - бархат, В - вельвет и т. д,). «Занимательные задания» содержат кроссворды, лабиринты, загадки о персонажах «Азбуки».
Особую ценность представляет «Волшебный карандаш» - умный помощник для маленьких детей. При прикосновении к странице он читает стихи, знакомит с героями сказок, называет буквы, воспроизводит музыкальное сопровождение, подсказывает правильные ответы на задания.
Красочный пакет, в который упакован комплект, трансформируется в театральную сцену для персонажей «Игрового набора».
Это издание позволяет стимулировать развитие зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением и у слабовидящих детей, развивать сенсорную сферу; способствует психологическому, интеллектуальному и социальному развитию, а также интеграции детей с проблемами зрения дошкольного возраста в образовательную систему и социальную жизнь.
Все перечисленные достоинства книг позволяют использовать их на различных коррекционных занятиях с детьми с нарушением зрения, в частности, на занятиях по развитию у детей осязательного, зрительного, а также слухового и обонятельного восприятия, что способствует расширению представлений незрячих детей об окружающем мире, развитию речи, памяти, внимания и мышления.
Заключение,
Книги Фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» обогащают дидактический арсенал педагогов образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, родителей незрячих детей, а также могут быть востребованы массовыми образовательными учреждениями, в которые интегрированы дети - инвалиды по зрению.
Применение издаваемых Фондом книг в процессе обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения способствует их адаптации в социуме, формированию у детей с глубоким нарушением зрения интереса к книге, приобщении их к миру книжной культуры.
Зав. лабораторией содержания и методов
обучения детей с нарушением зрения
ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО,
кандидат пед. наук, доцент В.З. Денискина